Урок ИЗО по теме: "Образ художественной культуры Древнего Египта". 4-й класс

Урок ИЗО «Образ художественной культуры Древнего Египта» (4 класс)

Учитель изобразительного искусства: Сорокина Л.В.

Данный урок является третьим по счёту в цикле уроков по теме «Образ художественной культуры Древнего Египта». Первый урок был посвящён знакомству с удивительной страной – Древним Египтом (природа, географическое положение, занятия жителей и т.д.), знаменитой и загадочной достопримечательностью – величественными и таинственными пирамидами. Практическая работа урока – изображение пирамид. Второй урок – знакомство с национальной одеждой древних египтян, с особенностями изображения человеческой фигуры по древнеегипетским канонам. Практическая работа урока – изображение египтян в национальной одежде в «древнеегипетском» стиле.

– познакомить учащихся с художественной культурой Древнего Египта;
– научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;
– совершенствовать умение работать кистью и красками;
– развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление;
– формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
– воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древнего Египта.

Оборудование для учителя: плакаты: с темой урока, с изображением маски фараона Тутанхамона (два фотоплаката, плакат с образцом росписи гипсового барельефа маски), с изображением египетских пирамид; таблички с новыми словами; раскрашенный гипсовый барельеф маски фараона Тутанхамона; белые гипсовые барельефы маски; картонная маска фараона Тутанхамона в размер лица; костюм египтянина; музыкальное сопровождение: египетская музыка.

Оборудование для учащихся: краски, кисти, баночки с водой.

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Древнему Египту – удивительной, полной загадок и чудес стране, одной из первых цивилизаций, отдалённой от нас несколькими тысячелетиями.

– Что же это за страна – Древний Египет? Что вы можете о неё рассказать?

Вопросы для беседы (беседа сопровождается просмотром плакатов с изображением египетских пирамид ):

– Почему древние египтяне называли свою землю чёрной?
– Кем был фараон в Древнем Египте?
– Чем прославился главный строитель первой пирамиды?
– Как складывалась форма классической пирамиды?
– Какие памятники искусства Древнего Египта относятся к «семи чудесам света»?

– Почему в древнеегипетских изображениях верхняя часть тела человека выглядит так, как будто мы смотрим на него спереди, а ноги – будто мы смотрим сбоку? (Просмотр рисунков с изображением человеческих фигур по древнеегипетским канонам )

Мы с вами уже говорили о том, что мечта египтянина о продолжении жизни после смерти нашла воплощение в строительстве пирамид (гробниц). Величина и пышность убранства которых зависели от знатности человека.

– Когда египтяне начинали строить гробницу – при жизни человека или после его смерти?

Гробницы в Древнем Египте возводили не только фараоны, но и жрецы, знатные вельможи. Люди среднего достатка и бедняки такой возможности не имели. Египтянин начинал строить свой «дом вечности» ещё при жизни, поэтому портретные статуи, предназначенные для помещения в гробницу, исполнялись с живой модели. Некоторые гробницы возводили несколько десятилетий, как, например, знаменитые пирамиды в Гизе.

В гробницах, кроме мумии, находились изображения умершего и множество разнообразных предметов. В царскую гробницу помещали инструктированную золотом мебель, богатые одежды, символы власти, роскошные сосуды, золотые украшения, оружие, напитки и еду.

– Как вы думаете, для чего в гробницу помещали такое множество разнообразных предметов? (Ответы детей )

Правильно, согласно верованию древних, нужно было обеспечить умершему все блага, которые окружали его при жизни.

Обряд царского погребения отличался особой пышностью. Для царской мумии изготавливали из драгоценных металлов саркофаги, которые вкладывались один в другой. Вот один из них, принадлежавший фараону Тутанхамону.

Посмотрите, с каким великолепием и мастерством украшена его поверхность рядами мельчайшего орнамента, как гармонично сочетание цветов, сохраняющих сияние золота!

Послушайте, что сказал английский археолог Картер. стоя в ноябре 1922 года перед дверью гробницы Тутанхамона: «Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь…».

Действительно, за двести лет существования археологии как науки ни одно археологическое открытие не получило такой известности, как находка гробницы фараона Тутанхамона в «долине царей».

Трудно даже себе представить, какое немыслимое количество украшений и драгоценностей было найдено в ней. Возникает вопрос: чем же прославился этот фараон, заслуживший такое роскошное погребение?

Оказывается, Тутанхамон царствовал очень недолго и умер в восемнадцать или девятнадцать лет. О его правлении сохранились лишь скупые сведения. Известность и слава пришли к Тутанхамону через три тысячелетия после его погребения.

Поистине совершенным произведением ювелирного искусства можно считать золотую маску фараона. Давайте ее внимательно рассмотрим:

Она сделана из инкрустированных листов золота. Ее размер в высоту 54 см, а вес – более 10 кг. Великолепно царское ожерелье с мельчайшими перегородками-змейками, заполненными самоцветами. Золотое сияние маски отождествляет царя с солнцем.

Учащийся, одетый в костюм египтянина примеряет картонную маску фараона Тутанхамона.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем сделать гипсовые копии золотой маски фараона Тутанхамона. Гипсовые заготовки уже готовы, а вам нужно их расписать.

III. Практическая работа.

Детям раздаются заранее сделанные гипсовые барельефы маски фараона Тутанхамона и они раскрашивают их под звуки египетской музыки (показ образца росписи ).

На готовые работы можно нанести тонкий слой бесцветного лака, чтобы цвета стали более яркими и насыщенными.

Наборы для изготовления и росписи барельефов из гипса выпускаются ООО «7-я» г. Ярославль.

IV. Подведение итогов урока.

Выставка работ, краткий анализ, вопросы по теме урока.

http://festival.1september.ru