Литмикс. Лучшее

О самом суми-е я говорить пока не буду, кто интересуется этой темой, те наверняка читали об этом интересном виде восточного искусства. Так что сразу перейду к практике.

Итак, нам понадобятся:
1. мисочка для воды,
2. некая емкость в которую можно налить небольшое кол-во туши и будет достаточно места чтобы тушь смешивать с водой для нужного оттенка (например белое блюдечко). У меня на фото керамическая пепельница - удобно, даже кисточку можно положить;
3. сама тушь(китайская), у кого есть сухая тушь - то еще лучше;
4. кисточка для суми-е: длина ворса для основной(первой кисточки) должна быть не менее 3,5 см, состоит из двух типов ворса и дает острый кончик, хорошо держит воду;
5. бумага: самая дешевая китайская "т.н.рисовая", иногда попадается отвратительного качества, с этим ничего не поделаешь. Или купить в другом месте или дождаться когда привезут другую партию ;
6. бумажные салфетки чтобы обтирать лишнюю воду с кисточки;
7. войлочный коврик или мягкая пеленка или что-нибудь еще хорошо впитывающее, что можно подложить под бумагу;
8. хорошо бы пару металических пластин чтобы прижать стороны бумаги, чтобы она не ездила и не закручивалась (у меня нет - я занимаюсь кощунством - прикалываю бумагу иголочками)

Еще хорошо бы организовать рабочее место так чтобы можно было сидеть с прямой спиной и ничто бы не ограничивало свободу рисующей руки (можно подложить жесткую подушечку на стул, чтобы сидеть повыше). Кстати, некоторые рисуют стоя, некоторые стоя на коленях. Вторая рука должна лежать на работе или на столе.

Я держу кисть по-японски, т.е. тремя пальцами. Кто привык, может держать и по китайски.

Основное положение кисти при работе 1.(рука моя):

Так рисуются тонкие линии и листья бамбука, кисточка рисует самым кончиком - кисточка перпендикулярна работе.

Очень редкое положение руки 2. но нам понадобится для рисования ствола бамбука:

Ну и сразу помещу третье основное положение руки 3. когда нужен упор при рисовании мелких деталей, или с непривычки еще рука не слушается

Теперь попробуем нарисовать тонкую прямую линию (можно я не буду все показывать?).
Сначала окунаем кисточку в воду, долго промачиваем ворс, чтобы вышел весь воздух из ворса. обрасываем лишнюю воду, потом наливаем немного туши на наше блюдечко и стараемся снаружи аккуратно обмакнуть кусточку в тушь.
Дело в том что красивый эффект градации туши зависит от умения набирать тушь на кисточку, так что лучше понять физику этого явления.
Очень хочу вам показать замечательного суми мастера (есть ли возможность на форуме показать , знает кто-нибудь?)
Из-за того что кисточка из двух типов ворса специально, внутренний слой может держать много воды, а на более внешние слои мы можем набирать светлую тушь(разбавленную водой) и совсем на кончик черную. И тушь будет перетекать на бумагу в обратном порядке, соответственно.
Так что если вы хотите интересные переходы тонов, то надо очень тшательно каждый раз мыть кисточку для начала.

Держим кисточку вертикально на весу( положение руки 1.):
1. Рисуем по возможности тонкую длинную линию, чувствуем как это все происходит.
2. Рисуем линию с разным нажимом, тоже длинную, стараемся все делать плавно.

Теперь наклоняем кисточку(положение руки 2.)
Рисуем небольшие отрезочки, направленные в разные стороны. Следуюшее упражнение для отрезочков: немного задержаться на старте и отрезочек прямо вверх, затем вправо, вниз, вверх. Небольшая задержка (фиксация положения) очень важна, следующее движение делается стремительно(абсолютно ровно!) до следующей задержки.

Так мы будем рисовать сочленения бамбука. Надо хорошо помнить что они должны быть ровными - это природа этого растения, особенно толстые стволы. Белые пробелы которые получаются не яляются ошибкой, а наоборот не отьемлемая часть рисунка. Чем быстрее будет двигаться кисть тем интересней и неожиданней будет результат. Направление движения желательно иметь заранее в голове (как программа), так как во время рисования подумать не возможно.

Суми-исты очень ценят свои сокровища: бумагу, тушь, кисточки. Поэтому просто необходимо добавить несколько слов про то что кисточки надо мыть после рисования под холодной водой без моющих средств, и по направлению ворса. Сушить в подвешенном состоянии или положить на стол, но ни в коем случае не ставить вертикально. У бумаги есть обычно две стороны, мы будем рисовать на более гладкой, но можно попробовать на другой - может вам больше шершавая понравится. И еще, не смотря на то что приходится быть очень аккуратным и сосредоточенным во время рисования - надо еще и получать от этого удовольствие - это очень важно и будет отражаться на рисунке. Если у вас сегодня не получается, откладываем и продолжаем завтра.

Вернемся к стволу бамбука.

Моем кисточку немного сбрасываем с нее воду, набираем на всю поверхнось тушь смешанную с водой, можно немного набрать на кончик совсем темной туши. Теперь обмакнем кисточку о салфетку (так мы будем делать всегда, чтобы проверить мокрость кисточки и тон). Рисуем очень влажной кисточкой. Задача: нажимать на кисточку плотно, но мягко чтобы тушь с кисточки стекала постепенно и хватило на как минимум 3 сочленения.

Так получилось что начало слева. Рисуем столбики бамбука снизу вверх: Небольшая пауза (кисточка прижата плошмя всем ворсом к бумаге), стремительно, ровно движемся к следующему сочленению и делаем как-бы небольшой зигзаг на месте. Переставляем кисточку, плоский зигзаг и стремительно вверх, и т.д

Следующий шаг будет нарисовать темные соединительные полосы. Надо помнить что ствол обьемный и именно они хорошо могут подчеркнуть это. Выгнутые вниз на самом нижнем участке, вверх на верхнем, волнообразные посредине. Это место откуда растут веточки, почки. Главная их задача - соединить отдельные участки. Обычно они рисуются темной тушью более сухой кисточкой (можно вымыть кисточку, обсушить ее о салфетку, потом набрать немного темной туши и снова проверить на салфетке). Так же стоит немного подождать пока немного обсохнут наши секции ствола. Так как сильно расплываться они не должны.

Итак, в идеале (но в суми идеала не бывает) должны получится вполне приличный толстый ствол бамбука, не плоский, с градацией тона, ровный без дрожи и т.д.

Надо добавить что бумага при рисовании не двигается, зато рука и все тело должны помогать движению кисточки, наша кисть тоже должна участвовать в этом движении.

Ствол можно рисовать и сверху вниз.

На рисунке видно сразу откуда рисовался ствол - там темнее.

Когда изображаются несколько стволов бамбука, или даже сейчас во время упражнения, надо следить чтобы отрезки стволов не были одинаковые по длине (это будет ошибка).

Ствол можно рисовать и плоской большой кистью. Один или оба уголка кисточки обмакиваются в более темную тушь.

Более темные стволы по тону будут выходить на передний план, более светлые находятся сзади. Еще надо добавить что отдельные секции ствола не должны быть одинаковые по длине. Самые нижние - самые короткие, и т.д.

Листья бамбука.
Считается что это самая трудная деталь в бамбуке. Листья жесткие - это надо помнить, они не извиваются даже на ветру и все должны быть направленны немного в разные стороны. Распологаются обычно группами.

1. Рисуем не самой мокрой кисточкой (можно немного промокнуть кисть плашмя о салфеточку после набора туши).
Сначала делаем небольшую фиксацию -точку прижимаем кисточку к бумаге, потом небольшое прямое движение кистью в нужном направлении и плавно отрываемся (как самолет на взлете). Желательно сделать острый кончик, но если он не получится - переживать не стоит. будем к нему стремиться.
Перед каждым листиком будем мыть кисточку и снова набирать тушь - мы учимся замечать как ложится тушь на бумагу, какой влажности долна быть кисточка, как быстро должна работать наша рука, здесь особенно работает кисть.
2. Следуюший этап: сначала сделаем черенок на котором держится листик, а затем и лист. То есть точка, черенок, прижимаем (нежно) кисточку на начале листа, "плавно гладим" его и плавно отрываемся. "Удар кисти должен быть сильным, но не грубым".

3. Рисуем листики в разных направлениях, следим чтобы они были жесткие.

Листья бывают разные: молодые обычно направленны вверх, старые - больше вниз, мокрые становятся тяжелые от дождя, ветер поворачивает листья в сторону. Можно постараться внести настроение в листья уже на этапе отдельных листьев собранных в группы. Существуют отределенные группы листьев из трех, четырех, пяти и т.д. листиков.

Рисуя группу листьев надо представить куда может быть направленна ветка и как именно расположаться листья. Более темные листья будут впереди, светлые сзади. Поэтому начинают рисовать сначала передние листья, переходя к более отдаленным (можно не набирать перед каждым листиком тушь заново, а продолжать пока совем не кончится цвет). Следить постоянно чтобы кончик кисточки оставался все время остреньким, подправлять его, иногда даже пальцами другой руки

Заодно учимся рисовать мелкие веточки. Они тоже состоят из отдельных отрезков. Рисуются темным тоном, обычно прямые, хотя могут и гнуться, имеют разные сухие отростки, "шипики", почечки и т.д.

Большая просьба ко всем, если у вас есть фотографии бамбука живого, то поделитесь ими пожалуйста .

Теперь пробуем нарисовать все вместе, сделаем уже наш бамбук целиком:

Качество фотографий получается не лучшее - заранее извиняюсь.


Теперь можно приступить к рисованию ствола тонкого:

Пример моей учительницы - я еще не дошла до такого мастерства.
Рисуем не очень мокрой кисточкой с темной тушью, кисть держим вертикально бумаге, или слегка наклоняем от себя. Фиксация положение, стремительное движение вверх; рисуем "головку", шажек, рисуем "шапочку", возвращаем кисточку в центр движения; стремительно вверх, и т.д.

И еще несколько примеров расположения листьев:

Теперь, вы сами можете попробовать разные композиции бамбука. Т.е. толстые и тонкие стволы, веточки и всевозможные группы листьев, тоновые вариации, и т.д.

Делюсь своими бамбуковыми композициями

Работа гуашью на обычной бумаге

пробовала другие кисточки и газету: суми-е - это не традиционное рисование как мы привыкли, надо тренировать руку все выполнять точно и быстро. На газете намного меньше течет чем на рисовой бумаге, есть время хоть подумать куда вести кисточку. Кисточки надо очень сильно мочить и не обмакивать. Лучше кисточки подлинней и с тонким кончиком.

Первая проба была сделана по газете моей кисточкой.

Продолжила рисовать дешевой короткой китайской и какой-то обычной кисточкой (все что нашла более менее подходящее). Конечно листики получаются очень трудно, но руку набивать и так можно. (Я даже рисовала бамбук маслом на дверях, стараясь набирать на кисточку обязательно 2 контрастных тона - всем понравилось.)

Понравился материал, оставьте свой комментарий или нажмите на одну из кнопок ниже и о нём узнают Ваши друзья. Они будут Вам благодарны!

http://litmixbest.ru