Диагностика стартера

Диагностика стартера

Стартер — основной узел системы запуска автомобильного двигателя, при пуске раскручивающий его коленчатый вал. Несмотря на то что по сравнению с прочими узлами и модулями двигателя технологическое использование стартера носит кратковременный характер, с уверенностью можно утверждать, что данный агрегат — один из наиболее важных агрегатов в двигателе автомобиля.

Как и в любых других системах и узлах двигателя, в системе запуска двигателя со временем также происходит естественный износ, что логичным образом приводит к её некорректной работе. Стартер — наиболее важный её узел. Поэтому, во избежание выхода его со строя, при малейшем сбое в работе хотя бы одного из его компонентов, необходимо безотлагательно определить неисправности стартера путём его диагностики.

Диагностика включает в себя визуальный поиск неисправности стартера при полном разборе его корпуса. Также возможно определение некоторых неисправностей посредством специальных приборов (например, проверка стартера на замыкание его проводки амперметром и вольтметром).

Процедура диагностики заключает в себя демонтаж стартера, осмотр и определение возможных поломок, установление причины поломки. После необходимого ремонта следует обратный монтаж в двигатель.

Условия для проведения диагностики

Совершенно очевидно, что провести качественную диагностику неисправности стартера намного удобнее, если он находится перед вами на рабочем столе, а не висит где-то внизу двигателя, в самом недоступном его месте. Только когда агрегат находится у вас в руках, возможна его полная проверка на неисправности, последующее техническое обслуживание и ремонт.

Для удобного демонтажа и монтажа стартера необходимо всего лишь наличие стандартного набора ключей и накидных головок. Осуществлять его демонтаж и монтаж удобнее всего, когда автомобиль находится на смотровой яме. В этом случае облегчается доступ к крепёжным гайкам, удерживающим стартер на специальных шпильках внизу двигателя. Кроме того, наличие ямы позволит более тщательно прослушать, как работает стартер при запуске двигателя, определить характер возможных посторонних шумов, возникающих в его корпусе в процессе включения зажигания.

Демонтаж и монтаж стартера

Процедура демонтажа стартера практически не зависит от марки автомобиля и приблизительно одинакова для всех моделей двигателей.

При демонтаже вам понадобится набор рожковых ключей с разъёмами от 8 до 13 миллиметров, комплект торцевых головок и вороток.

Прежде всего необходимо отключить электрические зажимы на клеммах аккумулятора. Для этого воспользуемся рожковым ключом с разъёмом на 10 миллиметров. После этого необходимо спуститься в смотровую яму и отсоединить шпильки контактов от втягивающего реле, а также клеммы электропроводки от контактов стартера и генератора.

Далее, при помощи рожкового ключа и головки (разъёмом на 13 миллиметров) откручиваются вначале крепёжные гайки защиты двигателя, после этого — крепёжные гайки стартера. Следом, без приложения усилий, стартер аккуратно демонтируется с удерживающих шпилек корпуса двигателя.

После проведения диагностики и последующих ремонтных работ, монтаж устройства производится в обратной последовательности.

Симптомы поломок стартера и их диагностика

Для того чтобы проверка стартера на неисправности оказалась эффективной и полезной, при диагностике крайне важно подойти к осмотру агрегата самым предметным образом. Дабы не упустить из виду наиболее распространённые случаи его поломок, давайте систематизируем варианты выхода стартера со строя, а также их возможные причины. Итак:

  • При запуске стартера наблюдается либо вялое прокручивание его якоря, либо вообще отсутствует какая-либо динамика двигателя. Скорее всего, суть проблемы не в поломке устройства, а в аккумуляторной батарее и её клеммах (окисление полости клемм, ослабление зажимов на клеммах, частичная или полная разрядка батареи аккумулятора);
  • При включении зажигания стартер либо вообще не реагирует, либо начинает прокручивать якорь с заметным усилием. При этом аккумуляторная батарея заряжена полностью. В этом случае могут быть несколько вариантов: подгорание коллектора, замыкание между пластинами коллектора, механический износ втулок якоря, межвитковое замыкание обмотки, банальный износ электрических щёток. Необходима тщательная диагностика;
  • При запуске стартера чувствуется вращение его якоря, но при этом совершенно отсутствует какое-либо вращение коленчатого вала двигателя. Наиболее вероятно, причина неисправности заключается в поломке буферного (либо поводкового) кольца муфты стартера;
  • После того как двигатель уже запущен, стартер не отключается. Вполне возможно, произошло заедание рычага привода стартера, заедание или слипание тягового реле, выход из строя возвратной пружины замка зажигания автомобиля;
  • При запуске стартера слышатся резкие шумы, ярко выраженное скрежетание, гул, скрип, иные несвойственные нормальной работе устройства звуки. Ищем причину в повреждении зубчатого привода стартера, повреждении венца маховика, износе втулок подшипников.

Выводы

Совершенно необязательно при возникновении проблем в работе стартера сразу же в панике мчаться на рынок за новым агрегатом. Исследовав симптомы и принимая в учёт возможные причины его поломки, вполне резонно не только диагностировать, но и попробовать отремонтировать стартер своими силами. Согласитесь, гораздо легче и выгоднее восстановить работу стартера посредством ремонта (или замены некоторых его узлов), нежели потратить довольно-таки немалую сумму кровно заработанных средств на его покупку.

Тем более, прослушивать, как работает агрегат после капитального ремонта — дело для автолюбителя особо приятное и трепетное! Однако, правоту этих слов может подтвердить только лишь тот, кто хотя бы раз в жизни осуществил его диагностику и соответствующую ей техническую реанимацию.

Удачи вам в диагностике и ремонте!

http://autodont.ru