Ремонт бензонасоса ВАЗ

Бензонасос, которым оснащаются все карбюраторные моторы ВАЗ, устанавливается также и на Таврия ЗАЗ-1102 и их модификации, ЗАЗ -968М, и некоторые модели Москвичей, где он выполнен с некоторой доработкой, но оставшись, по сути, с той же начинкой и подвержен тем же неисправностям.

Необходимость ремонта бензонасоса ВАЗ и упомянутых выше автомобилей, может возникнуть по нескольким причинам. Рассмотрим их по отдельности.

- подтекать может либо бензин, либо масло. Подтекание и того и другого крайне неприятно, а касаемо бензина и опасно, особенно если это ВАЗ-2108-09 или ЗАЗ 1102, ЗАЗ 968 М, где справа внизу расположен выпускной коллектор, который как известно нагревается до приличной температуры и может послужить причиной воспламенения.

Бензин может подтекать по следующим причинам:


• Ослабление хомутов на входном или выходном шлангах, либо по причине подтекания самих шлангов (трещина и пр.), либо ослабление затяжки хомутов на них.

• Подтекание из-под болта крышки бензонасоса, если не нарушена резьба (переусердствовали при сборке или неоднократной подтяжке), то обычно замена алюминиевой шайбы под болтом, решает проблему.

• Подтекание бензина в районе диафрагмы, иногда при заведенном двигателе выбивает достаточно приличная струя (заглушить двигатель и не запускать, до устранения причины подтекания!). Как правило, это разрыв диафрагмы, которая заменяется исправной. В крайнем случае, можно между слоями диафрагмы поставить самостоятельно изготовленную ее копию из 2-х слоев полиэтилена.

• Подтекание по посадочному отверстию одного из штуцеров насоса (иногда штуцер настолько ослаблен, что его легко можно вытащить руками). Штуцер необходимо вынуть, опереть той стороной штуцера, куда одевается шланг на любой боек и несколько раз ударить по противоположной стороне молотком (без фанатизма). Этим вы чуть раздадите посадочный диаметр штуцера. Затем ставите его на место и досылаете ударами молотка до плотной посадки. Обычно после подобного восстановления, штуцер не напоминает о себе до конца службы насоса.

• Конструктивно крепление бензонасоса выполнено так, что он контактирует с масляной полостью и при повреждении прокладки, установленной между ним и теплоотводящей проставкой или между проставкой и блоком двигателя, может подтекать масло. Хотя, чаще подтекание происходит из- за появившейся трещины на теплоотводящей текстолитовой проставке - на фото под цифрой 2(перегрев двигателя, либо перетяжка гаек крепления бензонасоса при его монтаже).

• Подтекание масла может происходить и по разъему между бензонасосом и прокладкой из-за коробления плоскости насоса. В этих случаях бензонасос разбирается и выполняется ремонт бензонасоса ВАЗ.

Прилив насоса притирается на притирочной плите или если таковой нет, можно воспользоваться грубой шлифовальной шкуркой, средней зернистости. Для этого шкурку необходимо положить на ровную поверхность и начать выравнивание плоскости насоса по поверхности шкурки, как на притирочном камне.
При выполнении операции притирки, существует одна хитрость. Над поверхностью плоскости прилива выступает язычок, который приводит в действие мембрану бензонасоса при работе двигателя, когда на него начинает давить шток от эксцентрика промежуточного вала двигателя. Этот язычок будет мешать притирке, так как выступает над плоскостью и или необходим притирочный камень с отверстием посредине, как те, что устанавливаются на заточных станках или… Поступаете следующим образом: внутрь нижней части насоса, куда устанавливается ножка диафрагмы, вставьте болт на М8 или М10, подходящей длины и нажмите на него рукой, язычок сразу спрячется и можно смело притирать плоскость. Притираете до появления полного пятна контакта (это будет заметно по блеску на всей плоскости прилива насоса). По окончании притирки нижняя часть вымывается самым тщательным образом и насос собирается.

• Подтекание масла по штоку, крепящему упомянутый язычок. С завода по краям штока залит специальный состав на основе краски. Когда появляется люфт между штоком и телом язычка, шток совсем незначительно сдвигается и нарушает с одной стороны эту импровизированную заглушку и появляется течь масла. Это происходит почти в 80 % у ЗАЗ 1102 и не так часто, но и у ВАЗ -2108-09. Пожалуй, это самый сложный случай, заканчивающийся заменой бензонасоса, так как заливка краев отверстий штока действует недолго.

Насос не подает топливо в карбюратор:

• Лопнула пружина. В бензонасосе ВАЗ их четыре – под штоком диафрагмы (самая большая в насосе), под язычком привода, и по одной пружине (напоминают пружины от авторучки, только тоньше) под впускным и выпускным клапанами.

• Пружина под язычком почти не видна и не все знают, что она вообще там есть, поэтому внимательно осмотрите ее состояние. Можно пошевелить тонкой отверткой на предмет целостности витков, не всегда видно, что один виток лопнул. В этом случае проблемы насосу гарантированы, пружины необходимо заменить.

• Износ тарелки клапана (иногда встает в седле клапана на ребро) или расчеканивание седла и сдвиг его в посадочном месте или выпадание из него. Клапан (сама тарелочка из текстолита, которая может быть как круглой, так и 6-гранной)заменяется новой, седло (показано на фото стрелками) забивается на место и расчеканивается в трех –четырех местах, скажем жалом тупой отвертки.

• После замены клапана/клапанов насос необходимо проверить: при нагнетании ртом (если вы не брезгливы) воздуха в выпускной штуцер, вы не сможете это сделать, так как если клапан держит, он не пропускает нагнетаемый воздух. Затем проверяете впускной клапан, втянув на себя воздух из насоса через впускной штуцер и затем зажав его кончиком языка, если клапан исправен, то кончик языка «прилипнет» к штуцеру. Самый же простой способ проверки любого бензонасоса, это покачать его за приводную лапку, при исправном насосе, вы услышите характерное «хрюкание».

• Заедание штока привода бензонасоса от двигателя. Как ни странно за тридцать лет работы встретилась лишь дважды, но, тем не менее вы должны быть в курсе, что подобная неисправность существует. После демонтажа штока на нем четко видно блестящее пятно, значит в этом месте штока и происходит заедание. Шток можно попытаться отрихтовать на наковальне или обточить пятно контакта на точильном камне.

• Загрязнение рабочей плоскости бензонасоса (были случаи с полностью забитой грязью внутренней полостью насоса(!).

Перечислена основная группа неисправностей, когда нужен ремонт бензонасоса. На работу насоса могут влиять и внешние факторы, но это уже тема другой статьи.

http://avto-sovetu.ru