Для этого мы задали несколько вопросов председателю правления НП "Гильдия автошкол" Лобареву Сергею Юрьевичу.

- Сергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как проходит обучение в автошколах для тех, кто получает права категории М?

- Примерная программа обучения на право управления транспортным средством категории M введена в действие в августе 2014 года. Курс длится от полутора до двух месяцев, а цены на обучение в Москве варьируются от 18 до 20 тысяч рублей. Теоретические знания ученики получают путем решения экзаменационных билетов, общих для категорий М, А, В и подкатегории А1. Что касается практических навыков, то будущим мопедистам необходимо уметь выполнять следующие упражнения: "Габаритный коридор", "Габаритный полукруг", "Разгон-торможение", "Змейка", "Движение с малой скоростью" и "Габаритная восьмерка". В автошколах ученики отрабатывают выполнение этих упражнений на площадках для категории А.

- Какова процедура приема экзаменов в ГИБДД?

- Административный регламент ГИБДД МВД России по предоставлению государственной услуги по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений еще не утвержден. Экзамены в ГИБДД принимают еще по старым требованиям, тогда как автошколы уже восемь месяцев осуществляют обучение по новым программам. Теоретический экзамен принимается по билетам, а практический проходит по правилам приема экзаменов для получения категории А на закрытой площадке.

Мы полагаем, что в ГИБДД нужно ввести испытания в условиях дорожного движения

Хочу отдельно подчеркнуть, что профессиональное сообщество в сфере автообразования считает, что при приеме экзаменов в ГИБДД, кроме проверки навыков вождения на площадке, необходимы испытания в условиях дорожного движения, которые не проводятся.

Теоретические знания можно почерпнуть из сборника с экзаменационными билетами, который продается в книжном магазине по цене от 150 до 300 рублей, а вот с практическими навыками дела обстоят несколько сложнее. Как выполнять перечисленные упражнения?

Упражнение №1: ''Габаритный коридор'', ''Габаритный полукруг'', ''Разгон-торможение''

Для выполнения этого упражнения нужно тронуться с линии "Старт", двигаться по прямой в "габаритном коридоре" (ограничен конусами), обозначить левый поворот (сигналом и подняв левую руку),повернуть в так называемом габаритном полукруге, а на выходе из него разогнаться и переключиться на высшую передачу. На середине последнего участка упражнения необходимо притормозить, переключиться на первую передачу и подать рукой, предупредив об остановке. При этом остановиться необходимо не более чем в 0,4 метра перед линией "Стоп". Затем следует включить нейтральную передачу.

Упражнение №2: ''Змейка'', ''Колейная доска'', ''Движение с малой скоростью''

Это упражнение начинается с того, что скутерист трогается с места, а затем проезжает по "змейкой" между расставленных конусов. Затем нужно въехать на "колейную доску" и проехать ее таким образом, чтобы переднее и заднее колесо оставались на "доске". Затем можно приступить к следующему элементу - "движению с малой скоростью". Десятиметровый отрезок нужно проехать не менее чем за пять секунд, не касаясь ногами площадки и не задевая конусы. Как и в предыдущем упражнении, остановиться необходимо не более чем в 0,4 метра перед линией "Стоп", а затем переключиться на нейтраль.

Упражнение №3: ''Габаритная восьмерка''

Название этого элемента говорит само за себя: нужно проехать дистанцию по траектории "восьмерки", которая обозначена разметкой и конусами.

Штрафные баллы за ошибки

Наиболее грубые ошибки, за которые можно получить пять штрафных баллов, - это отклонение от заданной траектории, пересечение линии разметки, касание ногой площадки во время выполнения упражнений и остановка у линии "Стоп" более чем за 0,4 метра. Пять баллов можно также получить, если не подать рукой сигнал о повороте.

На три штрафных балла инспектор может наказать, если экзаменуемый не "заглох" при трогании с места в стартовых воротах или забыл включить нейтральную передачу после остановки при работающем моторе. Один штрафной балл можно получить, если резко затормозить перед линией "Стоп" с блокировкой колеса.

Как скутеристам усложняли жизнь

В ноябре 2013 года Совет Федерации утвердил закон "О безопасности дорожного движения", который вводит категорию М, необходимую для управления мопедами и скутерами.

Новый пункт Федерального закона "О безопасности дорожного движения" гласит:

В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами): категория M - мопеды и легкие квадрициклы.

В документе прописано, что покрыть эту категорию можно уже с 16 лет (напомним, категорию В для легковых автомобилей – только с 18), для этого нужно сдать теоретический экзамен. Если желающий пересесть на мопед уже имеет права с любой другой открытой категорией, категорию можно открыть, не проходя проверку на знание правил дорожного движения.

Годом позже, 5 ноября 2014 года. были приняты новые правила выдачи водительских удостоверений. Согласно нововведениям, исключается сдача экзаменов в ГИБДД по самоподготовке. В пресс-службе ведомства пояснили, что отныне к сдаче экзаменов будут допускаться только лица, "прошедшие соответствующее профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий". Таким образом, желающие открыть категорию должны пройти обучение в автошколе.

8 апреля 2014 года в пункт 2.1 ПДД были внесены изменения, согласно которым "мопед - это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 километров в час, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики". А раз мопед - механическое транспортное средство, водитель обязан "иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории".

Таким образом, с апреля прошлого года езда на мопедах и скутерах без прав является нарушением правил дорожного движения, за которое полагается штраф в размере от пяти тысяч до 15 тысяч рублей .

В примерный учебный план, который, как отметил собеседник АвтоДней.Ру. будущие водители мопедов изучают в автошколах, входят следующие специальные предметы: "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории М как объектов управления", "Основы управления транспортными средствами категории М, а также "Вождение транспортных средств категории М с механической и автоматической трансмиссиями".